24

5 композиционных схем видового пейзажа

ПОДЕЛИТЬСЯ:

За те несколько лет, которые я занимаюсь проведением мастер-классов, мне довелось обсудить со своими студентами огромное количество фотографий. При этом самые распространенные трудности, с которыми сталкиваются люди, относятся к композиции. Сегодня я хочу поделиться несколькими схемами, которые довольно часто встречаются в природе, и отталкиваясь от которых, можно выстраивать композицию видового снимка.

Я намеренно не называю эти схемы правилами, потому что это слово подразумевает какие-то строгие и незыблемы истины. По моему же мнению, в композиции нет аксиом и догматов. Моя цель – обратить ваше внимание на какие-то самые очевидные вещи, которые часто дают хороший результат в видовой пейзажной фотографии, и относиться к ним стоит только лишь как к рекомендациям, не обязательным для обязательного им следования.

“Главный герой”

Первый прием – самый простой. На любой локации, на любой видовой точке, очень часто обнаруживаются какие-то вещи, которые привлекают взгляд, выглядят необычно и интересно. Почему бы не выстроить композицию таким образом, чтобы такой объект был максимально крупным и заполнял собой весь передний план. Такой прием часто делает фотографию более интересной, потому что вы не просто снимаете какой-то красивый вид, а дополнительно рассказываете историю о чем-то интересном, существующем внутри мира, показанного внутри вашего кадра. Разница здесь, как между документальной зарисовкой с банальной чередой меняющихся красивых планов и, например, фильмом, в котором рассказывается о жизни семьи медведей в каком-то красивом месте. Во втором случае вы сразу увлекаетесь сюжетом и хотите досмотреть фильм до конца, тогда как красивые виды в первом – вам быстро наскучат. Старайтесь в любой своей фотографии найти своего “главного героя”.

5 композиционных схем видового пейзажа

Треугольник

Выбирая передний план для своей видовой фотографии, ищите под ногами группы объектов которые складываются в треугольник. Это могут быть, например, несколько камней, изгиб озера или реки, узоры из трещин, все что угодно. Постарайтесь смотреть на любые окружающие вас объекты абстрагированно, забыв о том, что они есть на самом деле. Ищите линии и формы, треугольник может быть очень условным. Причем острие треугольника может быть направлено как вверх, уходя в глубину кадра, так и вниз.

Изгиб

Еще одним неплохим вариантом может стать поиск воображаемой или реальной линии, которая будет выводить взгляд зрителя с переднего плана на средний или дальний план, в перспективу. Это может быть, например, береговая линия, линия реки, любая группа объектов, визуально выстроенных в изгибающуюся линию. Подход здесь такой же, как и в случае с треугольником: смотрите на пейзаж отстраненно, как на набор геометрических линий и фигур.

Слоеный пирог

Снимая видовой пейзаж телеобъективом отличной идеей будет поиск тех мест, в которых пересекаются сразу несколько разных планов, образуя какое-то подобие слоеного пирога. Удачными условиями для таких кадров могут быть любые явления, которые создают тональную перспективу: туман, низкие облака, дымка, смог. Отыскав в пейзаже область, в районе которой встречаются несколько планов, используйте ее, как центральный объект вашей композиции.

Сходящиеся линии

И, наконец, последняя схема, которая чем-то похожа на вариант “изгиб”, но подразумевает использование двух сходящихся линий, стремящихся в глубину фотографии. Такой способ построения кадра дает динамичную и выразительную перспективу, создавая прекрасный эффект глубины и пространства. В качестве линий в этой схеме можно использовать берега рек и водопадов, заборы, дороги, трещины на скалах и во льду, линии на песке. Все, что выглядит как линия, четко читается и имеет четкую геометрию.

В конце мне еще раз хотелось бы отметить, что данные схемы – это всего лишь рекомендации, им не нужно следовать слепо. Они лишь могут помочь вам увидеть схожие вещи в тех местах, где ищете свои кадры вы сами, и, возможно, дадут вам точку опоры, для того, чтобы выстроить свой снимок. Композиция – это всего лишь один элемент языка фотографии. И как знание правил русской грамматики не позволит вам написать вдохновенный текст, так и знание каких-то базовых композиционных принципов не сможет вдохнуть жизнь в любую фотографию. Поэтому относитесь к данным схемам с вниманием, но без всякого пиетета.

И напоследок, два быстрых вопроса.

1. Какой вариант стал открытием и вы попробуете его на ближайшей съемке?
2. Какой схемой вы пользуетесь, но не увидели ее в этой статье?

Делитесь в комментариях!

Об авторе

Евгений Тимашёв

Facebook Twitter

Пейзажный и природный фотограф. Автор книг, статей, ведущий блога о фотографии и создатель проекта "Пейзаж в кадре".

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Как снять классный пейзажный кадр?

Скачайте бесплатную email-книгу о том, как создавать впечатляющие фотографии в любых условиях на ту технику, которая у вас уже есть.


  • Evgeny Tabalykin

    не знал про треугольник

  • Dmiyriy

    не увидел схему равновесие (в нижней трети фото 1й объект который уравновешен 2м объектом в верхней трети )

  • София

    Сегодня попробовала вариант с треугольником, показался интересным и полезным.

  • Artem

    Открытием стала схема “треугольник”.
    Не увидел схему с S -образной линией. Может быть ее можно рассматривать, как вариант схемы “изгиб”?

  • Konstantin Livshits

    Да, про “треугольник” раньше не слышал. Интересная схема.

  • Наталия

    Не увидела правила, когда кадр визуально делится на 3 равные горизонтальные и 3 вертикальные части. То есть мысленно проводятся 2 вертикальные и 2 горизонтальные линии. На одном из 4-х пересечений этих линий должен находиться “главный герой”. Очень хорошо работает

  • Алёна

    Раньше и не подозревала, что для построения кадра существуют какие-либо специальные схемы. Теперь, я поняла, что ошибалась. Думаю, теперь мои фотографии станут более реалестичней и лучше благодаря этим советам! Огромное спасибо!!!

  • Сорочан Юрий

    При построении кадра пользовался правилом переднего среднего и дальнего плана.
    Если попадали три компонента – удача.
    Основным считаю нахождение на переднем плане интересного объекта.
    Все остальные схемы интересны, хотя переходят одна в другую: изгиб и слоеный пирог могут поменяться местами.
    Треугольник можно акцентировать вершиной на дальнем камне.
    Сходящие линии больше применялись к дороге, уходящим вдаль столбам или повторяющим объектам.
    Начало интересное.Как то недооценивал композиционные приемы в пейзаже.

  • srtawberry

    С одной стороны, треугольник- для меня открытие как стиль композиции. С другой, практически всегда что-нибудь образует треугольник в природе: горы, холмы, вершины деревьев и т.д., поэтому отыскать нужный не так просто.

  • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/542482929470823/ Евгений Анатолич

    Подписался на Вашу книгу, было интересно узнать что-то новое. Фотографии мне нравятся – классные. Вот только я несогласен с подачей материала. И если позволите изложу свои мысли. Треугольная конструкция имеет место, практически всегда. На первом фото, на мой взгляд, вершина треугольника располагается не на маленьком камне, а на заднем плане – на вершине холмика, за которым уже располагается дымка дали. Камни лишь направляют взгляд в перспективе кадра. Но композиция кадра действительно треугольная и устойчивая. По второй картинке НМВ, треугольник не перевернутый. Вершина треугольника располагается на скале со столбиком справой стороны (поскольку это центр композиции), и образует устойчивый треугольник с основанием внизу. В тех случаях, когда вершина треугольника располагается внизу, композиция становится неустойчивой, и хорошие фотографии с такой композицией, НМВ, относятся к разряду высшего пилотажа. Уберите скалы на заднем плане или уменьшите их на половину и фото развалится, а композиция станет крайне неустойчивой.Удивил термин “слоеный пирог”. Не всегда чередование дает нужный эффект. Может все-таки нужно говорить о темпе в кадре. В фотографии со слоеным пирогом, я думаю взгляд к дальнему плану движется по извилистой по освещенным вершинам холмов. Если убрать солнечный свет с вершин, то фото можно выбросить и чередование не спасет композицию.. Приношу извинения за несколько резкий коммент. С уважением Евгений!

  • Лариса

    «Треугольник» стал «интересной новостью»,спасибо!!!!!

  • Мария Жданова

    “треугольник” и “слоеный пирог”. Спасибо!)

  • Сергей

    Если честно вообще снимал без всяких правил, нравится и снимаю. Спасибо буду пробовать, очень интересно что из этого получится.

  • talex080 тмн

    Всё новое для мня.

  • http://vk.com/id263019688 Лариса Щепетова

    Схема “Треугольник” – не задумывалась о ней раньше. Остальными пользовалась осознанно, либо интуитивно.

  • Таня Мерлина

    Я просмотрела свои фотографии прошлого лета.Мы отдыхали на берегах озера Хубсугул, расположенного возле Восточных Саян. Больше всего использовала схему “Слоенный пирог”.

  • Аноним

    Очень познавательно. Всегда интересно узнавать, какими приемами пользуются фотографы, чьи фотографии очень нравятся… Я снимаю, в основном, интуитивно, но вот в последнее время, заметила, что стала избегать предметов на первом плане. Концентрируюсь больше на среднем. Так мне кажется, что кадр получается “легче” и яснее, что-ли…

  • http://vk.com/id335859349 Александр Головко

    Вариант с “Главным героем” Обязательно буду пробовать.

  • https://my.mail.ru/mail/mihail.kanishev/ Михаил Канищев

    Ранее даже не задумывался над этим. Это все для меня откровение))

  • Аноним

    Хорошие примеры! Надо запомнить и применять в практике

  • https://ok.ru/profile/565367139166 Сергей Брусенцов

    Обязательно попробую треугольник, линии и слоеные пирог.

  • https://ok.ru/profile/501632069088 Светлана Энгель (Зинченко)

    Все стали откровением, кроме “главного героя”.

  • Аноним

    Слышал про треугольник и изгиб. Осознанно вряд ли пользовался. Всё остальное для меня откровение. Благодарю Вас, Евгений, Вы при открыли мне глаза на пейзажную фотографию, в которой успех раньше я видел только в наличии хорошей аппаратуры и удачной локации. Нет, успе пейзажной съёмки – это то, что предлагает Вы. Это иная философия восприятия окружающего мира. Спасибо Вам ещё раз за это. А ещё за умение преподать материал. Читаю с удовольствием. Надеюсь, что аналогичные эмоции будут и при практической работе по Вашим подходам к пейзажной съёмке

  • Аноним

    Пять композиционных схем видового пейзажа создают желание применить их на практике.