17

Как увидеть классный кадр там, где другие проходят мимо?

Фотографии бывают разные. На какие-то мы просто бросаем мимолетный взгляд и тут же забываем. А какие-то обладают необъяснимой магией. Их хочется рассматривать, они рождают у нас чувства. И с большой вероятностью, вы хотите снимать именно такие волшебные снимки. Проблема в том, что интересные фотографии получаются не часто. Почти всегда, случайно, если обстоятельства сложатся удачно. Но что-то же с этим можно сделать? Разве дело в удаче? Как разглядеть классные кадры там, где другие проходят мимо? У меня есть ответ, для этого нужно сделать всего одну вещь. Какую? Читайте дальше!

Давайте посмотрим на самих себя со стороны. В надежде получить хорошие фотографии в большинстве случаев мы ждем чуда. И вариантов вероятных чудес всего два.

1. Чудеса погоды. Если, вдруг, случится туман, небо вспыхнет ярким заревом или из леса неожиданно выскочит громадный лось. Кадры будут шикарные! И вот мы пытаемся высмотреть что-то в ежедневных прогнозах погоды, надеемся и расстраиваемся, если надежды не оправдываются.
2. Чудеса природы. Если скопить денег и взять отпуск, то можно отправиться в путешествие туда, где чудесен ландшафт сам по себе. Манящие скалы Хуаньшань в Китае, идеально фотогеничные пространства Исландии, Камчатка, Алтай… Список можно продолжать бесконечно. Мы все знаем эти места и видели сотни похожих друг на друга фотографий оттуда.

А теперь давайте на минуту остановимся. Так ли часто случаются подобные чудеса? Часто ли мы видим невероятные рассветы, туманы? Часто ли удается рвануть на край земли за чудесными видами? Для большинства из нас ответ: «Нет». И что же делать? Продолжать упорно ждать чуда? У меня есть идея получше. Но, сперва, небольшая история.

В 2011 году я накопил деньги и на две с лишним недели поехал снимать в Канаду. Во время планирования путешествия все казалось идеальным. Невероятное количество фантастически красивых фотографий оттуда будоражили воображение. Очень хотелось поскорее приблизить момент путешествия, чтобы, наконец, увидеть все своими глазами и снимать действительно классные фотографии. Но реальность обошлась со мной сурово.

Оказавшись в Скалистых горах, я, вдруг, понял, что просто не будет. Погода, также как и везде, радовала далеко не всегда. Я приезжал на запланированные видовые точки, видел вокруг потрясающие пейзажи, но без интересного света я не мог получить такие же невероятные снимки, какие видел у других фотографов. Вы бы знали, как это расстраивало! Более того, я часто совершал грубые ошибки и оказывался в красивом месте в неправильное время. Лишь в момент рассвета понимая, что лучший свет сейчас находится совершенно на другой видовой точке. Я был просто не готов к тем возможностям, которые предоставлял мне этот волшебный горный регион.

Свои ошибки я понял только спустя пару лет. Подборка снимков из той поездки получилась довольно однообразной. Монотонно синие сумеречные пейзажи, лишь с несколькими вспышками в виде удачно пойманного рассвета или неожиданной встречи с не пугливыми животными.

Конечно, если бы мне повезло больше с погодой фотографии получились бы интереснее. Да, кто же спорит? Проблема только в том, что удача — штука переменчивая и надеяться только на нее — не правильно. Посмотрите, на эти фотографии.

Каждая из них — невероятна. Они интересны, их можно долго рассматривать и получать удовольствие от этого. Это по настоящему классные кадры. Но можно ли сказать, что они созданы в результате удачного стечения обстоятельств? Нет! Наоборот, кажется, что они созданы буквально на пустом месте в совершенно обычных местах. И это невероятно интригует!

Если бы у меня была возможность вернуться на несколько лет назад и дать совет самому себе перед поездкой в Канаду, я бы сказал так: «Перестань смотреть на пейзаж, как на ландшафт. Ищи в окружающем тебя пространстве те вещи, из которых можно собрать сильный кадр. Перестань ловить кадры, начни их создавать».

Разобрав каждую фразу чуть подробнее, мы найдем ответ на главный вопрос: как видеть интересные фотографии там, где другие проходят мимо? Идем по порядку.

1. Перестань смотреть на пейзаж, как на ландшафт.
Подавляющее большинство начинающих фотографов, собираясь поснимать пейзаж, думают, что их главная задача красиво снять какое-то место или состояние природы. Но те, кто снимают действительно захватывающие фотографии, мыслят иначе. Они понимают, что фотография — это в первую очередь изображение, картинка. И чтобы эта картинка была интересной, она должна состоять из визуальных элементов, которые этот интерес вызывают. И это совсем не деревья, камни и горы. Фотограф работает не с природой, а с изображением: линиями, формами, контрастом и т.д.

2. Ищи в окружающем тебя пространстве те вещи, из которых можно собрать сильный кадр.
Если мы хотим снять красивый ландшафт, все что нам нужно — это отыскать живописное место, взять широкоугольный объектив и сделать несколько видовых снимков в разные стороны. Если найденное место достаточно эпическое, этого будет вполне достаточно. Вид на Рейне на Лофотенских островах или изгиб реки Колорадо с видовой точки «Подкова» в США снять плохо очень сложно. Лишь бы хватило ширины угла объектива.
Но что, если место безымянное и недостаточно впечатляющее? В этой ситуации просто снять широко уже недостаточно. И нужно начинать думать, как фотограф. Все снимают необычное дерево, фотограф снимает выразительную форму. Все снимают закат с красивым небом, фотограф снимает настроение, которое создает закатный свет. Все снимают маяк, фотограф снимает создаваемые им пространство и масштаб.

3. Перестань ловить кадры, начни их создавать.
В чем реальная проблема постоянного ожидания чуда и надежды на удачу? В том, что мы сразу ставим себя в зависимое положение. Мы все время на что-то надеемся. И это, зачастую, мешает нам видеть реальные возможности для интересных кадров, которые есть здесь и сейчас. Начав мыслить как фотограф, мы переворачиваем игру. Если мы знаем из каких элементов состоит хороший кадр, мы просто подмечаем их в любом пейзаже и затем собираем из них кадр.

Что дальше?
Я не большой сторонник голой теории. Можно сколько угодно читать статьи, смотреть видео-ролики и впитывать умные мысли. Если при этом не пробовать использовать их на практике, толку от потраченного времени будет мало. Поэтому, в конце статьи я дам вам несколько практических заданий. Они помогут вам сделать первый шаг к тому, как мыслит и действует хороший фотограф.

  1. Прочитайте статью «Как забыть о невезении и делать интересные кадры в любых условиях». В ней перечислены все визуальные элементы из которых можно собрать хороший кадр. Обязательно скачайте шпаргалки в конце статьи.
  2. На ближайшей фото-вылазке снимайте, так как привыкли. Но один кадр сделайте, используя эти шпаргалки. Осознанно найдите несколько сильных элементов и соберите из них фотографию.
  3. Допустите мысль, что пейзажная фотография — это не только невероятные виды с красивыми закатами/рассветами. Смотрите как можно больше впечатляющих вас фотографий, где природа сфотографирована непривычно для вашего взгляда.

Последнее задание очень важно. И чтобы вам было проще начать, я собрал список из пятнадцати фотографов, которые наверняка расширят ваш взгляд на пейзажную фотографию. Нажмите на кнопку ниже и скачайте файл. Внутри есть ссылки, за многими из авторов можно следить в Инстаграме, Фейсбуке или Фликре.

Скачать PDF с фотографами

И напоследок, небольшая просьба. Делитесь в комментариях своими открытиями, идеями и мыслями, которые возникли после прочтения статьи.

Как снять классный пейзажный кадр?

Скачайте бесплатную email-книгу о том, как создавать впечатляющие фотографии в любых условиях на ту технику, которая у вас уже есть.


  • Михаил Леоненко

    не приходит письмо с фотографами…

    • А сейчас пришло? Бывают задержки на несколько минут. Или в спаме посмотрите. Иногда туда уходят письма.

      • Михаил Леоненко

        да, пришло

  • Михаил

    Евгений, у меня кардинально другой взгляд на процесс создания пейзажных шедевров (а также портретов и т.д.). Вы пытаетесь разложить по кирпичикам здание успеха, как-то совершенно не упоминая про «фундамент» этого здания: талант! Без таланта создание шедевра абсолютно исключено. Талант же — штука тонкая, даётся нам от Бога на духовном уровне. И если талант у человека есть — то этот талант можно развить и воплотить в дело. Если же нет — хоть об стенку головой бейся — ничего не выйдет! Не помогут никакие тренинги и практика с теорией. К сожалению (речь не о Вас) — многие этого не понимают. У меня есть знакомый фотограф-профи (живёт сейчас в Стамбуле на ПМЖ), он побывал чуть ли не на 20 мастер классах различных талантливых фотохудожников. Он научился устойчиво снимать свадьбы, портфолио и прочее, зарабатывает на жизнь. Но…по-настоящему талантливых работ у него так ни разу и не встретил. Это тот случай, когда человеку лучше не иметь дело с искусством — ну не его это, не его! Люди все по-своему талантливы — есть гении даже среди парикмахеров, поваров и сапожников. Но если Бог не дал талант видеть картинку — про фото (и рисование картин тоже) — лучше забыть…ИМХО, естественно. Михаил Цыткин, Запорожье, Украина, 16.01.2018 г. 20:24 час.

    • Михаил, если есть время, почитайте мою новую книжку «Как снять классный пейзажный кадр» (ссылки тут по всему сайту висят). Она бесплатная и я там как раз о таланте пишу. Что дело это неплохое и может давать быстрый результат для того, кто им обладает. Но совсем не обязательное для того, чтобы научиться делать хорошие кадры.

    • Кирилл

      Михаил, к вашему сообщению обязательно необходимо пояснение. Что по вашему является талантливой работой, а что нет. И отсюда резюме чем и как определяется наличие/отсутствие этого самого таланта. Если вы под этим понимаете привнесение в фотографию чего-то нового, то таких людей пожалуй единицы. Исходя из вашей логики, всем остальным стоит продать свои фотокамеры и наслаждаться работами 5-10 мастеров. Но тогда и новым взглядам и подходам взяться будет неоткуда.

      Относительно методик и подходов Евгения, они действительно помогают составлять видение хорошего кадра по кирпичикам, и они действительно работают, позволяю получать как минимум качественные и интересные кадры. Так-же помогают взглянуть на фотографию по другому, не как на закатики, луга, поля и дороги, а как на линии, контрасты, пространство и т.д. Помогают развить фотографическое видение.

      Касательно вашего товарища, если он успешно зарабатывает деньги фотографией, то это уже говорит как минимум о высоком качестве его работ.

    • Федор Ушаков

      Но, может быть, у него талант использовать то малое, что он имеет или получил, для того, чтобы успешно зарабатывать себе на жизнь. Ведь это так не мало, заниматься любимым делом и еще за это получать материальную компенсацию.
      Кстати, слово профи напрямую относится к тем, кто зарабатывает, а если им платят за это за то значит они профессионалы в своем деле. Все ли мы можем так сказать про себя…?

  • Алексей

    Евгений! Огромное спасибо за Ваши статьи! У Вас есть замечательная способность — умеете вдохновлять)) это замечательно! Прочитал, и хочется сразу взять камеру и идти снимать, несмотря на ночь и мороз) Удачи Вам во всем!

  • Andrey Vinokurov

    Добрый день. Спасибо за статьи. Письмо пришло на почту, но ссылка внутри не работает, открывает пустую страницу.

    • Были работы на сервере. Починили уже все.

      • Andrey Vinokurov

        Нет, ничего не работает, ни ссылка из письма, ни новое письмо на другой адрес не приходит)

      • Andrey Vinokurov

        Вот только пришло новое письмо и заработало. Спасибо.

  • Mary Petrova

    Отличная статья! На самом деле, по моему глубокому убеждению, хороший кадр это 5% таланта или везения и 95% работы. Чтобы повернуться, увидеть и сфотографировать, надо знать, что видеть и уметь видеть, а это очень большая работы.

  • Вадим Сендик

    И еще раз спасибо, Евгений, за интересную статью. После переезда в Болгарию у меня появилась возможность снимать немного специфические пейзажи — мегалитические комплексы, являющиеся памятниками до- античного периода истории этой страны. Как правило, они расположены в холмистой или горной местности. И я с большим интересом стараюсь применить Ваши рекомендации в фото- сессиях этих объектов.

  • Victor Gleim

    Евгений, я нахожу несколько странным утверждение, что ландшафтные фотографии менее интересны, чем пейзажи деревьев (на приведённых снимках в основном представлены именно такие сюжеты); и тем более заявлять, что только «мыслящий фотограф» способен к созданию кадров второго типа. Быть может, вы не намеренно сузили спектр всех сюжетов? Иначе складывается впечатление, что вы предлагаете перестать фотографировать ландшафты и сосредоточиться на иных сценах.

    • Виктор, каждый видит в одном и том же тексте свое. Вы такой вывод сделали, но я ничего этого не писал. Я говорю о том, что у большинства людей нет возможности постоянно путешествовать. Я говорю о том, что даже оказавшись в супер-классном месте совсем не факт, что получится легко снять что-то необычное и интересное. Примеры фото в тексте — это всего лишь напоминание, что необычные кадры можно снять не только в манящей Исландии, Канаде или Патагонии. И, наконец, я говорю о том, что нужно развивать свой фотографический взгляд. И даю свой способ, как это сделать. А стоит ли прислушаться и взять что-то к себе в арсенал — это уже вам решать.

  • Александр Юсупов

    очень полезная статья, Евгений!