97

Как забыть о невезении и делать интересные кадры в любых условиях?

ПОДЕЛИТЬСЯ:

«На прошлой неделе была отличная погода! Я видел Сашины кадры в Фейсбуке — свет был шикарный! А вот сегодня вообще нечего снимать. Не повезло…»

Знакомый ход рассуждений? Я слышал это тысячи раз. Более того, я сам так рассуждал, когда только начинал снимать. Разве можно снять что-то крутое в серый пасмурный день без малейших намеков на красочный закат?

Ну… конечно! Более того, фактор погоды можно совсем не учитывать в своих планах. Неважно, хорошей она будет или плохой. Интересные кадры можно найти и в том, и в другом случае. Они будут разными…, очень разными. Но они точно будут.

Последние лет пять я никогда не возвращаюсь из фотопутешествий без интересных снимков. Каждый день съемок приносит мне минимум один хороший кадр. А в большинстве случаев даже больше: от 2 до 10. Эти снимки затем набирают лайки в соцсетях, их покупают люди в виде отпечатков и дизайнеры для своих проектов. Сегодня я поделюсь с вами системой, которая поможет вам добиваться того же результата.

Что мешает находить хорошие кадры?

Прежде, чем начать думать о композиции и настройках камеры, нам нужно понять, что вообще мы будем снимать. Нужна причина достать камеру из сумки. Без нее фотографии не будет. Вот с этой причиной практически у всех есть сложности. Ее мало кто может объяснить.

«Я просто чувствую, что это красиво».
«Я делаю много разных дублей, а дома долго выбираю, какой кадр лучше».
«Тут все вокруг так красиво! Можно просто снимать все подряд».
«Я снимаю интуитивно. Если мне что-то нравится, значит нужно это сфотографировать».

Такой подход неплох, если находишься в идеально красивом месте. Перед тобой супер-вид и думать о том, что снимать, не нужно. Все очевидно. Однако, в этом мышлении есть много скрытых опасностей.

  1. Вы начинаете думать, что впечатляющие кадры можно сделать только в самых красивых местах планеты.
  2. Даже добравшись до супер-вида, вы делаете всего-лишь еще один кадр этого места. До вас практически идентичный снимок сделали тысячи фотографов со всего света.
  3. Чтобы сделать уникальный кадр, вы видите только одно решение — найти красивое место, в котором до вас мало кто бывал. Обычно это труднодоступный или очень дорогой вариант.
  4. Самое плохое: вы перестаете видеть другие возможности, не связанные с поиском места. А они есть. Эти возможности — фотографические. О них — чуть позже.

Чем плох интуитивный подход? Он делает нас зависимыми от обстоятельств. От места, от погоды, от миллиона других факторов. Его логика такая: у нас получается впечатляющий кадр только если все вокруг впечатляющее. Мы стоим на краю Гранд Каньона, на нас надвигается шторм или все небо, вдруг, полыхнуло яркими закатными красками где-нибудь в Гималаях.

Но, что делать, если мы не можем часто путешествовать в идеальные места? Что делать, если погода не радует красочными рассветами? Что делать, если все, что нам доступно — это пару выходных дней в месте, недалеко от дома? Можно ли делать впечатляющие кадры в таких ситуациях?

Конечно! Для этого я уже много лет использую прием, который называю «Техника семи элементов». Сейчас я объясню.

Для начала давайте развернем проблему таким образом, чтобы ее можно было решить. Мы не будем говорить о том, как поймать красивый закат или как точно предсказать день, в который стоит идти за красивыми туманами. Все эти вещи станут для нас просто обстоятельствами, не более. Они не будут влиять на то, найдем мы хороший кадр или нет. Для этого нужно перестать говорить о том, что нам неподвластно и подумать о другом.

Из чего получаются сильные кадры?

Когда мы говорим о фотографии, мы используем слово «поиск»: поиск кадра. И правда, мы приходим на место съемки и тут-же начинаем что-то искать. Что именно? Деревья, горы, цветы? Всегда по-разному. Вещей, которые могут попасть нам в кадр слишком много. Оттого мы теряемся, не понимаем, что же мы ищем. Нам кажется, что это должно быть что-то эдакое, необычное, сногсшибательное или даже заумное, не для всех. Так что же мы ищем?

Чтобы перестать надеяться на удачу и избавиться от боязни не увидеть что-то интересное, нам нужен список. Точный перечень того, что действительно нужно искать. Из чего может получиться отличный кадр.

Такой список есть. В нем всего семь пунктов. А это значит, что понять, запомнить и использовать его будет несложно. То, о чем пойдет речь ниже, я назвал «техникой семи элементов». Это система, которая помогает смотреть на пейзаж фотографическим взглядом и позволяет находить интересные кадры даже не в самых впечатляющих местах. Давайте разбираться, как она работает.

Когда мы говорим о списке элементов, в голове появляется перечень объектов, из которых можно построить кадр. Что-то типа: дорога, река, дерево, водопад и т.д. Но это не наш случай. Таких вещей слишком много, список никогда не будет исчерпывающим и коротким одновременно. Такой подход не годится. Нам вообще не нужно искать деревья или реки. Нет правил, почему нужно снимать это дерево, а не вон то, немного другое.

Несмотря на то, что фотография — это копия окружающего нас мира, воспринимаем мы ее иначе. Мир — объемный, мы воспринимаем его всеми органами чувств. Фотография — плоская картинка, мы воспринимаем ее только глазами. Например, реальная вода на снимке становится всего-лишь изображением воды. Это цветное пятно со своей формой и цветом. Дерево превращается в набор линий. Мы смотрим на плоское изображение, а не на реальный многомерный мир. И это многое меняет.

Нам нужно научиться находить вещи интересные исключительно для глаз. Из них получаются сильные кадры. Это и есть фотографические элементы. Их всего семь. Сначала я кратко расскажу про каждый из них, а затем вы сможете скачать рабочую тетрадь с пошаговым руководством и специальные карточки-шпаргалки, для того, чтобы начать использовать технику семи элементов в ближайшие же выходные.

Семь элементов, которые есть в любой хорошей фотографии

1. Линии

Любое изображение состоит из линий. Когда мы делаем снимок, объекты реального мира превращаются в линии. Наша задача — искать сильные линии, на которые можно опереться при построении кадра. Линии бывают вертикальные, горизонтальные и диагональные. Первые два типа — чаще всего задают ориентацию кадра. Диагонали — создают глубину и направляют взгляд. Вот пара примеров сильных линий.

2. Формы

Окружающие нас объекты внутри фотографии превращаются в формы. Именно здесь находится ответ на вопрос, почему, скажем, лучше снимать именно это дерево, а не какое-то другое. Правильный ответ: «Форма этого дерева кажется мне более интересной, выразительной и гармоничной». Формы идеальны для создания лаконичных графических кадров. Но и в видовой фотографии они часто используются на передних планах.

3. Ритм

В подавляющем большинстве случаев, природа хаотична. В лесу сложно снимать из-за нагромождения веток и стволов. То же самое и на каменистом морском берегу, и среди скал. И тем удивительнее, когда ты, вдруг, видишь как весь этот беспорядок на мгновение становится понятным. Несколько похожих друг на друга деревьев располагаются на одинаковом расстоянии и как бы перекликаются друг с другом. Это ритм. Если вы его встречаете, обязательно делайте о нем фотографию.

4. Свет

О свете можно говорить вечно. Его долго ждут, за ним охотятся. Он бывает очень разным: прямым, рассеянным, сумеречным, теплым, холодным. С использования света для создания впечатляющих кадров начинает большинство людей, увлекающихся пейзажной фотосъемкой. Если вы попадает в необычные световые условия — пора делать кадр!

5. Контраст

Мы всегда реагируем на контраст. Контрастные цвета, контрастное освещение. Помните старые телевизоры с ручками настройки яркости и контраста? Моей любимой ручкой был именно контраст. С ее помощью я делал изображение на экране выразительнее, его было легче воспринимать. Контраст бывает не только визуальным, но и смысловым. Живое и неживое, например, один из самых распространенных вариантов контраста в пейзажной фотографии.

6. Пространство

Пространство — это, пожалуй, самый недооцененный элемент. Я никогда не встречал его в книгах, статьях, обсуждениях. Тем не менее, он работает великолепно. Фотографы часто испытывают проблему с упрощением своих кадров. Они включают в них очень много разных вещей. Из-за этого теряется главное: о чем этот кадр, на что здесь смотреть? Простые кадры — наоборот, понятные и красноречивые. Пространство — это ключ к простым и понятным снимкам.

7. Момент

Думаю, этот элемент не нужно дополнительно объяснять. Если вы его видите, вы сразу понимаете, что пора доставать фотоаппарат. Радуги, залитые красками небеса, полярные сияния, бури — все это мимолетные моменты, запечатлеть которые мечтает любой фотограф.

Почему эта техника работает?

Что общего у всех семи элементов? Они показывают порядок и гармонию там, где мы этого не ожидаем: среди хаоса окружающей нас природы. Мы просто не можем пройти мимо. Беспорядочное переплетение веток, кустов, пестрота текстур и мелких деталей — это то, к чему мы привыкли. Гармония — то, чего мы не ожидаем увидеть. Это всегда восхищает.

Кажется, что эти элементы встречаются не так уж и часто. Ведь мы редко замечаем их в обычной жизни. Однако, если знать, что искать, вдруг оказывается, что нас окружает множество интересных вещей. И теперь мы знаем, что именно нужно искать для создания сильного кадра.

Прелесть этого списка в том, что он короткий. Его легко удержать в голове. Не менее важно, что список конечен. Любой из моих собственных сильных кадров, а также удачные работы других пейзажных фотографов, состоят из одного или нескольких фотографических элементов из списка. Исключений нет.

Это означает, что теперь можно перестать полагаться на удачу: повезет, не повезет. Не нужно больше ломать голову над тем, что же именно нужно искать, каких природных персонажей сделать главными в своих кадрах. Нужно просто искать элементы из списка и снимать кадры про них.

Чтобы показать насколько это круто работает, приведу один пример из своей практики. Как-то мы с группой фотографов пришли на видовую точку в Хибинах. С нее открывался впечатляющий вид на озеро Имандра. Вот только с погодой для съемки заката в тот вечер не повезло. Прилетели плотные тучи, пасмурная погода оставляла мало шансов снять этот вид с необычным светом. Все выглядело примерно так:

Многие расстроились и решили в этот вечер просто сделать разведку, в надежде, что на следующий день им повезет больше. Обычная реакция, если ты не знаком с техникой семи элементов. Почему расстраиваться в этой ситуации неправильно? Потому что в пасмурную погоду мы лишаемся всего двух элементов из семи: свет и момент. Но у нас остается еще целых пять фотографических элементов, из которых может получиться интересный кадр.

Вдумайтесь в это. Мы расстраиваемся и перестаем искать кадры, если теряем всего 28% возможностей. Но, ведь, у нас остается еще целых 72%! Этого разве мало? Да, конечно, тут есть натяжка, считать все цифрами. Тем не менее, это наглядно демонстрирует ситуацию.

Но вернемся к примеру. Конечно, я понимал ситуацию еще до того, как вообще пошел на видовую точку. Несмотря на отсутствие света и благоприятной для эффектных снимков погоды, я все равно пришел в красивое место, чтобы искать там другие снимки. Я не терял время на вздохи о невезении, отвлекся от вида на Имандру и переключиться на поиск линий, форм, ритмов, контрастов и пространства.

Я перестал смотреть вдаль и мыслить широкоугольными видами. Меня интересовали детали, максимально графические, лаконичные. И это сработало! Я увидел красоту, которая меня поразила.

Удивительная форма и контраст живого и мертвого. Я сразу понял, какой кадр хочу, достал камеру, начал работать над снимком. Минут через пять я заметил на себе недоуменный взгляд товарища: я стоял на видовой точке, отвернувшись от направления заката, направив камеру на серую скалу.

В этой истории есть две ключевые вещи.

  1. Я сделал кадр, который вряд ли получился бы, не знай я о семи элементах, и о том, как их правильно применять.
  2. Я, не тратил время на расстройство и получал от процесса большое удовольствие.

Что самое классное? Техника семи элементов дает свободу. Я понимаю, что с этим инструментом я вооружен в любом месте при любых обстоятельствах. Могу не ехать за тридевять земель и снимать недалеко от дома. Я также никогда не надеюсь снять что-то конкретное. Стараюсь использовать сильные стороны тех условий, которые есть здесь и сейчас.

Более того, мне даже интереснее снимать в плохую погоду или в не очень фотогеничном месте. Эти, вроде бы, неблагоприятные обстоятельства — шанс для меня найти интересное в простом или, на первый взгляд, скучном и банальном. Это вызов для меня, как для фотографа. И я с радостью его принимаю, зная, что у меня есть отличный инструмент — моя система поиска сильных кадров.

То, что система работает, подтверждается не только личным опытом съемок. Я 5 лет провожу мастер-классы и учу людей находить интересные кадры. А это не просто съемки и лекции. Это еще и разборы и обсуждения снимков. Перед моими глазами прошли тысячи фотографий других людей, в каждой из которых мы находили на основе какого из семи фотографических элементов она построена.

Такая выборка вполне тянет на исследование. И оно показывает, что система работает. Ни разу мы не нашли в ней дыры. Если в кадре есть хотя бы один сильный элемент из списка, он сразу выделяется из массы остальных. Если элементы не просматриваются — кадр проходной.

Как использовать систему на практике?

Понять теорию — это лишь начало пути. Наша задача не рассуждать, а находить классные фотографии. А это означает, что нужен какой-то план действий. Для того, чтобы сгладить переход от теории к практике, я подготовил для вас две вещи.

  1. Рабочую тетрадь с пошаговым руководством к действию.
  2. Карточки-шпаргалки, которые можно распечатать или записать в телефон и пользоваться прямо во время съемок.

Они помогут вам не просто прочитать этот материал, а сделать следующий важный шаг — взять камеру и пойти искать интересные фотографии!

Итак, что вам нужно сделать, прежде, чем дочитаете до конца и закроете статью? Всего три вещи.

  1. Скачайте рабочую тетрадь и карточку-шпаргалку по ссылке:
    Скачать тетрадь и карточки
  2. Прочитайте пошаговое руководство, посмотрите примеры, распечатайте карточки на принтере или запишите в смартфон.
  3. Поставьте напоминание на ближайшие выходные: «Пойти в место, которое мне нравится и найти там хороший кадр при помощи техники семи элементов».

В день, когда напоминание сработает, берите камеру и идите снимать. Не обращайте внимание на погоду, не идеальную фотогеничность выбранного места, лень и другие отвлекающие вещи. Ищите те элементы, которые возможно найти в данный конкретный момент. Сделайте кадры, отберите 1-3 самых интересных для вас и присылайте мне на admin@fotolandscape.com с заголовком «Техника семи элементов». Обсудим!

И да, еще одно. Если техника семи элементов вас вдохновила на новые свершения, поделитесь этой статьей в соцсетях и прямо сейчас напишите в комментариях, что вы собираетесь делать на выходных. 🙂

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Как снять классный пейзажный кадр?

Скачайте бесплатную email-книгу о том, как создавать впечатляющие фотографии в любых условиях на ту технику, которая у вас уже есть.


  • Елена

    Здравствуйте!
    Очень интересно! Спасибо!
    Скачала карточку и тетрадь. Файл не открывается.
    Эх =(
    Что посоветуете?

    • https://www.fotolandscape.com Евгений Тимашёв

      Попробуйте скачать файл еще раз. Просто нажмите на кнопочку скачивания в письме еще раз. Возможно был сбой связи при скачивании и архив повредился.

    • https://www.fotolandscape.com Евгений Тимашёв

      Если не получится, напишите на admin@fotolandscape.com. Пришлю вам персонально файл. 🙂

      • Елена

        Ура! Заработало!
        Раньше я фотографировала просто потому что красиво, а теперь понимаю почему.

  • Николай Швалюк

    Евгений, скачал, спасибо!
    распечатаю карточки – шпаргалки и положу в фоторюкзак на первое время.
    учиться и учиться….

    • https://www.fotolandscape.com Евгений Тимашёв

      Хороших кадров, Николай!

  • Alexander

    Евгений,вы неутомимый фотограф,да ещё и делитесь своими секретами! Спасибо!Мне может быть повезло с этим делом,живу на Камчатке и из моего окна каждый день(а иногда и ночью) наблюдаю и фотографирую вулканы,бухту,прилегающие горы,устья реки.Конечно выезжаю в другие интересные места,думаю с вашими уроками,у меня получиться делать впечатляющие фотографии,всё распечатал,заламинировал,готов…да прям сейчас и начну))

    • https://www.fotolandscape.com Евгений Тимашёв

      Отлично! Не забудьте поделиться результатами. 🙂

  • tagasi

    Евгений! Спасибо большое! Все скачала). Как здорово, что все разложено по полочкам. Постараюсь выбраться в эти выходные на природу и обязательно пришлю свои кадры с техникой семи элементов!

    • https://www.fotolandscape.com Евгений Тимашёв

      Хороших кадров!

  • Юлия Карась

    Спасибо огромное за статью и за помощь!

  • Олександр Захарченко

    Наступних вихідних збираюся прогулятись каньйоном р.Стрипа – ідеальне місце, щоб засвоїти дану техніку. Дякую за підказки!

  • Ольга

    Евгений, спасибо! После долгих дней и часов раздумий я нашла для себя только четыре опорных элемента, которые ищу в своих фотовылазках: линии, формы, ритм, а если повезет – и свет. Я не профессиональный фотограф, а любитель, поэтому бесконечно благодарна Вам за то, что Вы “подтвердили” мои догадки и показали мне еще несколько элементов, на которые можно опираться в поисках кадра… У меня тоже когда-то была растерянность и мне трудно было выбрать, что снимать, так что я возвращалась домой расстроенная и без снимков. Собственно, это и заставило меня ломать голову над тем, на что можно опереться, чтобы справиться с растерянностью. Еще раз спасибо за полезную и интересную статью!

  • Николай Швалюк

    сходил сегодня в лес с фотокамерой.
    всё таки сделать хороший снимок- это не просто нажать на кнопку пуск.
    решил на практике применить 7 элементов
    результат тут https://fotki.yandex.ru/users/shvnikolaj/album/158338/

    • Michael Balakin

      Николай, просто совет: уберите HDR из обработки.

    • https://www.fotolandscape.com Евгений Тимашёв

      Я получил фотографии, спасибо. Сейчас готовлю видео-разбор. Одну вашу туда включу.

  • Irina Pankina

    Смотреть и видеть прекрасное на фото нужно тоже уметь…нужно уметь получать удовольствие от снимков и от фотографирования…мне нравится это и я делаю снимки только для себя…но у меня есть и любимые авторы фотографий…И вам спасибо за объяснения …очень интересно и полезно это знать.

  • Vasyl

    Евгений, спасибо Вам огромное

  • Дмитрий

    Спасибо, отличная статья!
    Только тетрадь и карточки не скачиваются 🙁

    • https://www.fotolandscape.com Евгений Тимашёв

      А что именно? Письмо не приходит или не работает ссылка из письма? Если второе, просто попробуйте еще раз. Может хостинг подглючивал.

      • Дмитрий

        На рассылку подписался – письма приходят. А при нажатии на кнопку выше в тексте “Скачать тетрадь и карточки” просто перебрасывает в начало страницы.

        • https://www.fotolandscape.com Евгений Тимашёв

          У вас, возможно, JavaScript отключен в браузере. Попробуйте через другой или посмотрите настройки в своем.

          • Дмитрий

            Получилось только в vivaldi. Firefox и Chrome отказывались показывать popup.
            Ещё раз спасибо за отличные материалы!

  • виталя

    каким объективом вы снимаете и посоветуйте объектив на сони а6000

  • Сергей

    Евгений, спасибо!
    Все загрузилось. Планирую завтра отправится на поиски семи элементов. Раньше я ждал вечера, но теперь я понял, что можно снимать хорошие кадры в любое время и в любом месте.

  • Евгений Ленкин

    спасибо большое за то, что делитесь полезной информацией!

  • Наталья

    Спасибо, Евгений! Все загрузилось. Буду пробовать

  • Alexandr Malchenko

    Добрый день, Евгений! Хороший материал, спасибо! Планирую на выходные поездку во Львов. Поищу в вечернем городе свет, линии, моменты, ритм и формы.

  • Alexandr Malchenko

    Добрый день, Евгений! Хороший материал, спасибо! Планирую на выходные поездку во Львов. Поищу в вечернем городе свет, линии, моменты, ритм и формы.

  • Pavel Novgorodov

    Павел, фотограф любитель. Прошел курс Евгения “Живой пейзаж” в группе первых студентов.
    Неделю назад я вернулся из поездки в Горный Алтай.
    Разные погодные условия от яркого солнца до снежной пурги – золотая осень Алтая погружалась в белую зиму. Опыт и знания полученные на курсе Евгения надеюсь позволили мне получить действительно впечатляющие кадры. Часть из них можно посмотреть на моей странице в Facebook (www.facebook.com/novgorodov.pavel), это только первые кадры, будут еще – сейчас этап вдумчивого выбора и обработки.
    Спасибо, Евгений!

  • Алексей

    Алексей, любитель.
    Через неделю отправляюсь в горы на Кавказ, постараюсь найти все семь элементов!

  • Дмитрий Иванов

    Любитель. В 20-х числах еду на 3 дня на Демерджи. Попробую применить синтез из всех 7 пунктов. В большей степени интересует момент геометрии кадра

  • Alena Sokolova

    Спасибо Вам за то, что делитесь такой вдохновляюще полезной информацией!

  • Alexey

    К сожалению, невозможно скачать карточки. Во всех браузерах на всех устройствах просто перекидывает в начало страницы. Скрипты разрешены.

    • https://www.fotolandscape.com Евгений Тимашёв

      Попробуйте еще раз. Поправили проблему.

      • Alexey

        Спасибо!

        • Мария

          Добрый день. Опять невозможно скачать карточки.

          • https://www.fotolandscape.com Евгений Тимашёв

            Должно работать. Нажмите Ctrl+F5 на этой странице и попробуйте снова на кнопку нажать. Должно открыться выпадающее окошко, введите туда данные для скачивания.

  • Александр

    Не работает закачка (((

  • Надежда Лаврова

    Евгений, огромное спасибо! Очень интересная и полезная информация!

  • роман куцеконь

    Давно уже не думаю, что пасмурная погода дико вредит видам, кое чем, например рассеянным светом и отсутствием теней это даже помогает

  • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/1447562478637824/ Konstantin Chubenko

    Евгений, спасибо за информацию. Теперь, наверняка, будет больше хороших кадров. Удачный кадр – это не случайность, а результат )
    Кроме пейзажа развиваюсь еще в нескольких жанрах, но это меня не останавливает )

  • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/859844950892624/ Iskattsy Radvillov

    Да, спасибо. Так сжато, ёмко и всё по делу.

  • https://www.facebook.com/app_scoped_user_id/2020552301537413/ Олег Клепиков

    Спасибо, Евгений. Осталось проверить на практике.
    P.S. Пересмотрев ранние свои любимые работы нашел то, о чем говорится в статье. Каждая содержит один, два или три элемента. Хотя, во время съемки я вдохновлялся внутренним своим чувством.

  • https://plus.google.com/106570516204212111145 Рыбак рыбака

    Добрый день, Евгений… Попробовал пересмотреть свои “потуги”.
    https://500px.com/photo/249308007
    https://500px.com/photo/249307047
    https://500px.com/photo/249193545

    Насколько я безнадёжен? 🙂

    • https://www.fotolandscape.com Евгений Тимашёв

      Слабо пока: обычные “снепшоты” в основном. Нет работы со светом и самых простых элементов из семи. Начните с простого варианта. Отыщите симпатичный вид и снимите его на рассвете или закате. Свет – сильный элемент. Он в одиночку может наполнить кадр эмоциями.

      • https://plus.google.com/106570516204212111145 Рыбак рыбака

        Печально… 🙁 На фото Балхаша возлагал надежды, честно говоря. 🙂 Думал удалось запечатлеть момент и передать слияние воды с небом.
        Спасибо за ответ и Ваше мнение, буду учиться дальше.

  • https://plus.google.com/113254198208405005256 Anna Ja

    Благодаря Вашей методике сегодня появилось 2 вот этих кадра.
    https://www.facebook.com/AnnaAndreyewna/posts/1795345827200847

  • Виктория

    Большое спасибо,что делитесь своим опытом! Очень интересная статья! Хочется попробовать прямо сейчас!)))

  • Геннадий

    Спасибо за урок!

  • Екатерина

    Здравствуйте. Я все время считала, что живу в до такой степени обделенном месте с точки зрения наличия пейзажных персонажей, что уже было отчаялась отыскать хотя бы один сколько-нибудь стоящий широких масс вид (именно вид, простор, охват). А сейчас у меня появился интерес осмотреть местные территории заново. Возродилась потребность к исследованию мира вокруг, теперь мне хочется вкусить, пригубить, а не наглотаться до отвала визуальной информации. Когда хотя бы приблизительно знаешь, что делать, желание это делать крепнет, я нашла для себя точку опоры. А главное, наметился фокус для внимания, теперь им можно управлять, быть более осознанной. Спасибо, Евгений, за упорядочивание хаоса в головах ищущих! И отдельно – за ёмкую краткость. Ваши письма стали для меня итоговой чертой всему изученному за мучительных и пока бесплодных четыре года. Я поняла, как надо смотреть…
    p.s. Я так вдохновилась статьей, что решила обработать кадр, в котором была крайне разочарована. После обработки он мне начинает нравиться, т.к. очень близок к настроению того вечера. Так что буду пробовать дальше, теперь уже с удовольствием и азартом

    • Аноним

      А если ещё обрезать чёрное в кадре ?

  • Светлана Ширяева

    Здравствуйте. С детства вижу красоту этого мира, а вот запечатлеть её так что бы любоваться в любое время и делится с окружающими тем в каком удивительном и прекрасном мире мы живём, не получается. Надеюсь ваши уроки и знания мне помогут.

  • Alexsander Moukhin

    Книга на 90% – вода. Есть несколько конкретных советов, но на такой объем текста – это просто смешно.
    Постоянные повторы про систему семи элементов, “я вам сейчас расскажу…” и прочего смыслового мусора.

    Кто хочет действительно научиться снимать пейзажи – возьмите замечательную книгу “Техника пейзажной съемки” издательства Мир, выпущена была еще в советское время. Лучше для начинающих я ничего не читал по этой теме.

    • Hanuman Hanuman

      Пожалуй соглашусь. В статье есть полезное зерно.
      Но… Она больше выглядит как лёгкий “скрытый маркетинг”. Автор потихонечку подводит к мысли – “вот вы узнали мой небольшой секретик, но как его правильно применить я научу, если вы посетите мой платный мастер-класс”…
      По-идее, творческий человек, освоив технику и вдоволь наэкспериментировавшись, и отбросив чужие стандарты и шаблоны, интуитивно приходит ко всем этим рецептам.

      • Аноним

        Вы ещё на Ютубе не заглядывали к нему.

  • http://facebook.com/profile.php?id=100001425319614 Artem Ustyuzhanin

    Классная статья! Вместо слова “фотография” можно подставить любое другое своё занятие и тоже всё получится! 🙂
    Отбросить “шелуху”, собственные заблуждения и видеть полезное и прекрасное в каждом моменте! Чистая йога! В любом занятии!
    Благодарю, Евгений! 🙏

  • Анастасия

    Благодарю за статью и полезные советы! Буду практиковаться)

  • https://www.fotolandscape.com Евгений Тимашёв

    Снимать так, как нравится. Приведенный в статье подход к съёмке универсален. Более того, работает практически в любом жанре фотографии.

  • https://ok.ru/profile/476245515200 Наталья Постнова-Слепова

    Спасибо за полезную информацию! Осталось дело за малым- пойти и применить на практике!) Что и собираюсь сделать послезавтра.

  • Валерия

    Спасибо, Евгений! Чудесный метод поиска удачных кадров! Я фотографирую не пейзажи, а собак, очень рада, что случайно нашла ваши материалы. Спасибо, что так здорово все объясняете, понятно что из чего складывается. Стало интересно снять и что-то пейзажное.

  • Марина

    Евгений, спасибо за Ваш труд! Так просто и невероятно одновременно!!!

  • Игорь

    Шикарный материал!!! Великолепная подача!!! Спасибо Вам огромное !

    • Аноним

      И у вас всё получается по этой схеме?

  • Kotsa

    После прочтения,появилось дикое желание, взять фотоаппарат и идти снимать(что я и сделал),руководствуясь прочитанным.Спасибо

  • Соня

    …и если извлечешь драгоценное из ничтожного, то будешь как Мои уста…Иеремия 15:19. Лучший эпиграф, на мой взгляд, к Вашей статье.

  • Julija

    Спасибо, Евгений, получила много важной информации, а главное, вдохновилась достать свою заросшую пылью камеру и снова начать снимать. 🙂

  • Aleksey Fedorov

    Все хорошо но вот ветер 7-11 испортил мне мою задумку с деревом на фоне звёздного неба. Неделю ждал ясной ночи. Приехал на такси но вне плановый ветер и всё. Так что погода бывает подпорчивает.

  • Наталия Кшеминска

    Все гениальное и правда так просто. Спасибо огромное, Евгений,вы так все легко и понятно объясняете..

  • Денис Сергеевич

    Спасибо

  • Александр

    Евгений, спасибо! То, как я снимал раньше на уровне подсознания, обрело теперь глубокий и довольно простой смысл! У меня нет пока возможности путешествовать, так что я стараюсь выжать максимум из того, что есть по близости =)

    • Дарья

      Александр, невероятные кадры! Очень красиво))

    • Аноним

      Супер!

  • Сергей

    Спасибо большое очень много полезной информации.

  • Oxana

    Евгений, спасибо, коротко и понятно: бери камеру и снимай, вокруг столько красоты, ее просто надо увидеть!

    • Дарья

      Оксана, это Ваше фото? Очень красиво!!! так умиротворяюще

  • Юлия Венюкова

    Вопрос от ‘чайника’ – а ЦВЕТА, их сочетания совсем не важны?

    • Дарья

      Юлия, цвета в ландшафте заложены природой)) с ними Вы ничего не сделаете. Можно только в обработке потом подтянуть на Ваш вкус (ярче, темнее и т.д., как видит Ваш глаз). Фотографируя натюрморт, например, мы можем собрать композицию по цвету (но это уже не ландшафтное фото).

  • Nick Leo

    Всегда снимал, полагаясь исключительно на интуицию. Благодаря этой статье понял, на чём эта пресловутая интуиция основывалась – на этих самых семи элементах, просто если бы меня попросили это сформулировать – не смог бы. Спасибо!Ё

  • Виталий

    Спасибо большое, за проделанную работу и за то, что находите время и желание поделиться с другими!

  • talex080 тмн

    Случайно в ютубе нашёл вас Евгений. И после ваших роликов решил освоить красивое фото. Подписался на книгу. И вот уже весь в теме))))) на выходных пойду в горы. Александр Алма Ата.

    • Дарья

      ооо, у Вас там красиво))) вообще грех не фоткать)))))))))))))))

  • Александр

    Спасибо Вам за Ваш огромный труд и за Ваше желание поделиться с нами. Действительно хочется бросить все на выходные, взять камеру и пойти снимать, осознанно, с целью и осознанием того, что нужно делать и как. Спасибо.

  • Антон Юрин

    Ссылка скачать тетрадь и карточки не работает ((

    • https://www.fotolandscape.com Евгений Тимашёв

      У меня работает. Возможно в браузере отключен JavaScript. Попробуйте другой браузер

      • Аноним

        Браузер показывает что страница пуста а JavaSkript включен Я проверил

        • Аноним

          J.S. отключен скачал zip/архивом всё нормально.

  • Вячеслав Русановский

    Спасибо большое, Евгений! Действительно большой и нужный труд! И, действительно, вдохновляет!

  • Александр Творогов

    И все-таки, скажите, Евгений, вы же живете в Москве, а каков процент ваших пейзажей снятых в Подмосковье?

  • Аноним

    Очень круто написано. Пойду испытывать технику в реале

  • Аноним

    Фотографии к тексту подобраны довольно неудачно. Они проста крест-накрест перечёркивают всё написанное. Автор говорит, что необязательно искать экзотические локации, но все фото сделаны именно в таких локациях. От этого как-то теряется доверие к автору и скачивать тетрадки совсем не хочется.

  • http://vk.com/id4878107 Станислав Руденко

    Очень интересная обучалка! Меня уже посещали смутные подозрения, что и при “неподходящей” погоде, и в “неинтересном” месте можно делать потрясающие фотографии. И для меня было весьма радостным событием получить подтверждение своим мыслям 🙂 В выходные поеду применять на практике полученные знания!

  • Аноним

    Вышел я на улицу, в город. А там этих линий, и вдоль и поперёк и по диагонали, и ритма сколько угодно, и света всякого. Ну все семь элементов присутствуют, а фото получаются-унылое говно. Так что не работает ваша система, не работает.

    • Аноним

      А вы чувствуете разницу между пейзажем и репортажем? Когда вы фотографируете портрет, также следуя 7 элементам?

  • http://vk.com/id78883224 Юрий Егоров

    Думаю, что к семи элементам надо ещё добавить “НАСМОТРЕННОСТЬ”. Тоже работает…

  • Аноним

    Снимал в обычном месте, в СНТ

  • Аноним

    Большое спасибо за объяснения. Попробовала использовать несколько элементов – ритм и свет. Дарья