Две самые важные задачи пейзажного фотографа – сделать свои фотографии атмосферными и эмоционально вовлечь в кадр зрителя. Именно поэтому чаще всего пейзаж снимают в те часы, когда он выглядит не так, как привыкли видеть его большинство людей. И именно с этой позиции, фотосъемка в сумерках – одно из самых интересных занятий для пейзажного фотографа, так как перед рассветом и после заката пейзаж заметно преображается, превращаясь из привычного обыденного в сказочный.
КАКИЕ БЫВАЮТ СУМЕРКИ
Сумерки принято делить на несколько условных стадий в зависимости от положения солнца относительно горизонта и степени освещенности окружающего пейзажа. Первая стадия, самая интересная и важная для пейзажного фотографа, называется гражданскими сумерками. Они начинаются с того момента, как солнце скрывается за горизонтом и длятся пока оно не опустится на 6 градусов ниже уровня земли. На широтах Москвы и Киева длятся такие сумерки около получаса. Несмотря на то, что количество света, падающего на локацию, постепенно уменьшается, его все еще достаточно для передачи всех деталей сцены. Именно в это время в небе могут возникать самые яркие краски ради которых стоит задержаться на локации минимум на полчаса после заката и приходить на съемку за 30 минут до рассвета.
Время, когда солнце проходит путь от 6 до 12 градусов ниже горизонта называется навигационными сумерками. Снимать можно и в это время, однако такая съемка требует тщательной подготовки, так как в таких световых условиях человеческий глаз уже не способен видеть многие детали окружающих объектов. Во время навигационных сумерек все окружающие объекты превращаются в силуэты, а фотографии могут экспонироваться многие минуты и чаще всего строятся на простых формах, линиях и контрастах.
ЭКСПОЗИЦИЯ
Практически все современные встроенные экспонометры могут определять выдержку вплоть до 30 секунд. При съемке же в сумерках выдержки часто превышают это время и могут достигать нескольких минут. Поэтому для работы в условиях низкой освещенности необходимо перевести камеру в ручной режим, выставить ручное управление выдержкой (режим BULB) и иметь проводной, инфракрасный или радиоуправляемый тросик спуска затвора. При помощи этого устройства можно выставлять сколь угодно длинные выдержки. Самые простые тросики (или пульты) имеют всего одну кнопку, и время выдержки необходимо отсчитывать самостоятельно при помощи часов или секундомера. Более продвинутые устройства имеют ЖК-экраны и гибко программируются. Работать с ними удобнее, однако никакого фотографического превосходства перед более дешевыми аналогами они не имеют.
Наличие тросика или пульта – это необходимое условие фотосъемки в сумерках, однако это не снимает вопроса о том, как правильно определять экспозицию в ситуациях, когда встроенный экспонометр камеры уже не справляется со своей работой и требуется выдержка более 30 секунд. Для этой задачи можно воспользоваться следующим способом, который требует несложных устных математических расчетов. Например, мы хотим снять пейзаж в сумерках на ISO100, однако на экране при этом горит надпись LO, что означает необходимость выдержки более 30 секунд. Первое, что нам придется сделать – это последовательно повышать чувствительность матрицы (ISO), одновременно следя за тем, что показывает экспонометр. Сначала повышаем ISO до 200, затем – до 400, после – до 800 и т.д. До тех пор пока надпись Lo не сменится на реальное значение выдержки, которую экспонометр показывает для данной чувствительности.
Допустим, повысив ISO до 3200 единиц, мы увидели выдержку 15 секунд. Теперь необходимо быстро пересчитать и найти нужное число секунд для ISO100, держа в уме простое правило: при уменьшении чувствительности в 2 раза, время выдержки растет также в 2 раза. То есть в нашем примере для ISO1600 выдержка будет 30 секунд, для ISO800 – 60 секунд (1 минута), для ISO400 – 2 минуты, для ISO200 – 4 минуты, для ISO100 – 8 минут. Далее необходимо вернуть в камере начальное ISO100, и в режиме BULB при помощи тросика проэкспонировать кадр в течение восьми минут.
ВОДА, СНЕГ, ТУМАН
Снимая в сумерках следует обращать внимание на поверхности, которые охотно принимают оттенки окружающей среды: такие, как вода, снег или туман. Основной тон сумеречного света всегда холодный, так как сцена освещена отраженным от атмосферы Земли светом. К этому тону всегда подмешиваются рассветные или закатные краски, что вместе создает мистическую и сказочную атмосферу. Если при этом съемка идет зимой в снегу или вы снимаете морской пейзаж, где основную часть кадра занимает водная гладь, даже небольшие розоватые зоны в небе могут очень сильно изменить общий оттенок кадра, так как снег и вода хорошо отражают свет, а следовательно и лучше других поверхностей окрашиваются в цвет источника света. То же самое касается и сумеречных туманных сцен.
Для того чтобы заранее увидеть тон будущего кадра нужен определенный фотографический опыт, так как человеческий глаз в условиях низкой освещенности плохо воспринимает цвета окружающих объектов. И особенно для начинающих фотографов, эстетическая привлекательность и необычность получаемых цветов в сумерках, порой, становится приятной неожиданностью. Поэтому, всегда стоит пробовать сделать хотя бы тестовый кадр сумеречного пейзажа, чтобы оценить общую тональность и контраст между разными объектами внутри кадра. При этом, снимая сцены со снегом или водой, всегда учитывать их способность очень сильно влиять на общий тон фотографии.
ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ
Очень эффектно в сумерках выглядит городской пейзаж с искусственной подсветкой. Такие фотографии принято называть «ночными», однако на самом деле лучшим временем для этих кадров являются как раз сумерки. Причем, идеальное время длится очень недолго, около 10 минут. Идеальными я называю минуты, когда интенсивность свечения вечернего неба примерно выравнивается с яркостью городской подсветки, что позволяет за одну экспозицию хорошо проработать как освещенные архитектурные сооружения, так и не потерять детали в небе и других неосвещенных частях кадра. Такое время наступает примерно через 10 минут после заката. Если начинать снимать раньше, то небо будет слишком ярким и не попадет в динамический диапазон камеры. Если начать съемку слишком поздно, то небо станет абсолютно черным и неинтересным.
Еще одним эффектным прием при съемке элементов городской подсветки – прикрыть диафрагмы до 16-20 единиц. При этом вокруг каждого точечного источника света в кадре появятся лучи, добавляющие и без того атмосферной городской фотографии еще большую выразительность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
За весь свой многолетний опыт фотосъемки пейзажа мне много раз приходилось видеть, как фотографы складывают штативы и пакуют камеры в кофры сразу после захода солнца. В то время как я сам в это время зачастую только начинал готовить свой фотоаппарат к работе. Не повторяйте этой ошибки и попробуйте прочувствовать прелесть сумеречной съемки. Природа обязательно наградит вас за это атмосферными кадрами.
— Евгений Тимашёв, специально для Prophotos.ru