Погоня за светом – одна из основных отличительных черт пейзажной фотографии. Каждая природная локация – это огромная студия, в которой все предметы имеют свои предопределенные места, при этом единственный источник света – солнце – постоянно движется и меняет свои свойства. Не самая простая ситуация, однако, таковы реалии пейзажной фотосъемки. И каждый фотограф, который хочет снимать пейзаж, должен научиться существовать внутри этих рамок, приспособиться к ним и понимать, каким образом свет, падающий на снимаемую сцену, может влиять на внешний вид кадра, а также на его настроение. Ниже мы попробуем разобраться, какие типы освещения могут возникнуть во время фотосъемки, и как правильно ориентироваться в возникших условиях.
Сумерки
Сумерки – одно из моих самых любимых времен суток. Именно в сумерках фотографии обретают особую нереальную атмосферу, которую обязательно нужно использовать. В средней полосе России, на широтах Москвы и Киева, сумеречный свет, при котором можно снимать пейзаж, длится примерно 30 минут до рассвета и такое же время после заката. Чем ближе к экватору находится точка съемки, тем короче время сумерек, пригодных для съемки. В то время, как в северных широтах, в районе полярного круга, сумерки могут длиться часами, а то и всю ночь.
Съемка в сумерках проходит в условиях низкой освещенности, поэтому всегда идет рука об руку с длинными выдержками, что можно творчески использовать, например, в морском пейзаже. До восхода солнце находится ниже горизонта, однако его лучи, отражаясь от неба, освещают пейзаж ровным рассеянным и холодным светом. В первые 15 минут после заката (и примерно минут за 20 до рассвета) на небе появляются яркие красно-розовые краски. Время это может варьироваться в зависимости от плотности и расположения облаков в районе спрятавшегося за горизонтом солнца. Если облачность не слишком плотная, не нужно забывать оглядываться назад. Самые яркие краски, безусловно, будут в районе солнца, однако противоположная сторона неба также может подсветиться нежными розовыми оттенками. Если же вы снимаете в высоких горах, то очень эффектно смотрятся моменты, когда первые лучи солнца «поджигают» самые высокие пики.
Так как основным источником света в сумерках является небо, тональность фотографий, сделанных в это время, всегда холодная. Привычные объекты зачастую выглядят необычно, что играет на руку особому настроению в кадре. Если горизонт затянут плотной облачностью и синий оттенок преобладает, то фотографии получаются спокойные, тихие, лирические, созерцательные, порой мистические или даже сюрреалистические. Если же вам повезло, и небо разгорается яркими красками, это сразу меняет общий тон пейзажа на фиолетовый. Меняется и настроение в кадре. Появляется драматизм, динамика – сказка, захватывающая дух.
Рассвет/закат
Момент появления солнца из-за горизонта всегда очень важен для фотографа. В кадре возникает еще один очень сильный элемент – солнце. И это нужно использовать. Снимать в контровом свете, когда камера направлена прямо на солнце – зачастую очень сложно, из-за сильного контраста между тенями и светами. Однако когда солнце находится рядом с горизонтом, интенсивность его свечения гораздо ниже, чем днем, из-за скапливающейся над горизонтом дымки. Она слегка приглушает яркость и подкрашивает свет в золотые или оранжевые тона. Такой свет достаточно мягок, однако, в отличие от рассеянного сумеречного, он направленный, из-за чего на переднем плане появляются очень выразительные длинные тени, все объекты начинают светиться и окрашиваются в теплые тона.
В момент восхода или заката стоит пробовать использовать эффектный технический прием, позволяющий прорисовать в кадре солнечные лучи. Для этого достаточно сильно прикрыть диафрагму до значения 18-20. Размер лучей будет зависеть от степени закрытости диафрагмы (если вам хочется, чтобы лучи были побольше, сожмите диафрагму еще сильнее), а за количество лучиков и их расположение отвечает конструкция объектива. Перед тем, как использовать этот прием, протрите объектив от пыли и капелек воды. При съемке в контровом свете все эти объекты преломляют свет, на снимке появляются заметные блики, а если пыли много, то это влияет и на качество получившихся на снимке солнечных лучей.
При прямом солнце настроение внутри кадра меняется кардинально. Теплые тона всегда связаны с чем-то добрым, хорошим и спокойным. Присутствие солнца в кадре также добавляет ему символизма: надежда, вера, начало чего-то нового.
Утро/вечер
Решение о том, за какое время до заката (сколько времени после рассвета) нужно начинать съемку, каждый фотограф принимает для себя сам. Мне кажется, что лучший утренний или вечерний свет длится около получаса. В это время свет уже не такой жесткий, как за несколько часов до заката, и он уже начинает окрашиваться в эффектные золотые или оранжевые оттенки. Обычный вечерний или утренний свет дает гораздо более жесткий рисунок, сильно увеличивает контраст сцены и скрывает в тенях многие детали. Хотя, конечно, всегда нужно смотреть на конкретную местность. В каких-то случаях более жесткий свет лучше передает характер сцены, чем мягкий или сумеречный. Чаще всего, я нахожу в районе съемок несколько сюжетов, и пробую снимать их в разное время: за полтора часа до заката, за час или непосредственно перед самым закатом. Самый удачный вариант можно затем выбрать уже в спокойной обстановке дома.
Туманы и облака
Отдельной темой в пейзажной фотографии является съемка в тумане или, если местом действия являются горы, фотографирование внутри облаков (для простоты будем называть это туманом). Туман обладает очень полезным для фотографии свойством – он скрывает все лишнее и упрощает сцену. В таких условиях проще искать лаконичные и минималистические композиционные решения. Туман может выделить какой-то объект, без него сливавшийся с пестрым задним планом. Туман умеет четко разделять планы, и этим делать фотографию более объемной. Если съемка ведется в неплотном и подвижном тумане или внутри сдуваемого ветром облака, поиск кадров становится динамичным и захватывающим. Разные элементы пейзажа то открываются, то исчезают, и на все это нужно моментально реагировать. Можно пробовать предугадывать поведение тумана, а можно просто подмечать потенциальные сюжеты и ждать момента, когда нужные объекты будут видны, а ненужные – скроются в пелене.
Днем в тумане свет имеет нейтральную температуру. И акцент в фотографии делается в первую очередь на интересные композиционные решения. Куда интересней снимать в тумане в «режимное время». Туман охотно принимает на себя основные оттенки источника света, и это почти всегда смотрится очень эффектно. Например, в сумерках, туман окрашивается в холодный тон ночного неба, смешиваясь при этом, с розовым цветом утренней зари. В результате получаются мистические кадры со своей особенной фиолетово-туманной атмосферой. После восхода солнца наиболее эффектно туман смотрится при съемке в контровом свете. Теплые солнечные лучи раскрашивают его в ярко-оранжевый цвет, и весь освещенный туманный массив начинает светиться изнутри.
Туман позволяет передать весь спектр настроений, доступных для пейзажной фотографии. Однако самым главным его достоинством является то, что он превращает любую привычную и обыденную сцену в сказочную. Туман усиливает эмоциональный эффект от кадра, именно поэтому съемка в тумане так любима многими пейзажными фотографами, в том числе и мной.
Умение быстро ориентироваться на местности в меняющихся световых условиях – очень важный навык любого фотографа, снимающего пейзаж. От него зависит эффективность съемки, сколько кадров за день удастся сделать, а также уверенность в том, что свои шансы вы использовали на все 100%, и ничего не было упущено. Понимание настроения, которое дарят те или иные световые условия, также незаменимо. Потому что настроение помогает вам лучше понять местность, настроиться на творческую волну, осознанно выбирать сюжеты, что в результате приводит к фотографиям, находящим эмоциональный отклик у зрителя.
— Евгений Тимашёв, специально для Prophotos.ru