Когда мы употребляем в речи понятие “пейзажная фотография”, чаще всего имеется в виду фотография видовая: красивые и захватывающие дух ландшафты, снятые в необычных световых условиях. Однако, несмотря на кажущуюся простоту и очевидность этого термина, пейзажная фотография – это не только виды. Она бывает очень разной, на пейзаж можно смотреть под разными творческими углами. И чем более гибок в этом смысле фотограф, тем эффективнее он может действовать на локации, тем более цельным и органичным будет его фотографическая история.
Интимный пейзаж – вполне определенное направление в природной фотосъемке. Здесь во главу угла ставится необычная деталь, или небольшое пространство в котором, вдруг, возникает чудо и гармония. В каком-то смысле интимный пейзаж – антоним видовой фотографии. Здесь все наоборот. Тут мы стремимся к максимальной изоляции выбранных элементов от всего остального, в то время, как для вида мы подсознательно тяготеем к максимально широкому показу пространства. Чаще всего в “интимных” кадрах нет линии горизонта, тогда как в видовых снимках он есть по определению. Если для видовой фотографии плоский и не контрастный свет пасмурного дня почти всегда проигрышный, то для интимного пейзажа он идеален. Эти фотографии чаще всего неброски, но в них всегда есть своя особенная энергия.
Заглавную фотографию этого материала я сделал в Хибинах ранней осенью, в короткий период когда отцветает иван-чай, и его стебли и листья приобретают ярко-красный окрас. Я шел по тропинке с тяжелым рюкзаком, когда слева в лесу мелькнула целая поляна этих растений. Из красного ковра торчали белые стволы каменных берез, и мне было достаточно одного взгляда, чтобы понять: я обязательно вернусь сюда вместе с камерой. Благо, наш лагерь был разбит неподалеку. Чаще всего интимный пейзаж рождается именно так. Среди привычного хаоса окружающего пространства ты, вдруг, видишь островок гармонии, после чего прилагаешь все свои умения, таланты для того, чтобы показать эту красоту в максимально выигрышном свете. Я ходил среди высоких красных стеблей на маленьком пятачке, стараясь не примять ни одного, чтобы не испортить кадр. Я искал ритм деревьев и орнамент на живом ковре, я искал баланс, и все мое внимание было сосредоточено всего на нескольких деталях. Я не спешил потерять уходящий свет, я мог снимать тут столько, сколько захочу, и я получал от этого удовольствие.
P.S. Великолепным примером фотографа, который ориентирован на интимный пейзаж, является Дэвид Уорд, о котором я писал совсем недавно.