Сегодня речь пойдет о штативе. Я буду говорить не о выборе модели штатива, а постараюсь убедить вас в том, что штатив стоит использовать по возможности чаще. И о некоторых параметрах при выборе, которые я из своего опыта считаю оптимальными.
На мой взгляд, этому инструменту незаслуженно уделяется мало внимания. Хотя штатив позволяет получить зачастую более высокое техническое качество снимка. Многие тщательно выбирают объективы с максимальной разрешающей способностью, придирчиво рассматривают снимки и тесты, а потом, снимая с рук, удивляются отсутствию высокой детализации, которая была в тестах. Реалии таковы, что для современных многопиксельных камер правило выдержки с рук (1\удвоенное фокусное расстояние) не позволяет снимать без микросмаза, для этого нужно делать восьмикратный запас, а такое не всегда возможно, кроме солнечного дня.
Штатив является непременным спутником пейзажного фотографа. Мало того, что он дает использовать более длинные выдержки, он так же позволяет точно выставить кадр, применить нужную глубину резкости. Он ограничивает в быстроте съемки, но в этом есть и плюс – будет меньше проходных кадров, ради них будет лениво устанавливать трехногого друга. Этим он дисциплинирует и вынуждает думать над кадром, снимать меньше фотографий, которые потом пойдут в корзину или будут пылиться на жестком диске. При этом, найдя интересное место для съемки, не нужно сразу ставить штатив и снимать с удобного уровня роста. Стоит взять камеру и посмотреть на место с разных углов и высоты, и потом в эту позицию раскладывать штатив. Например, этот кадр я снимал, опустив камеру до уровня земли.
Пользоваться хорошим и удобным штативом – сплошное удовольствие. Он удобно выставляется на нужную высоту, прикладываемое усилие – настраивается. В фиксированном положении замки ног водонепроницаемы, что довольно часто востребовано на съемке. После использования в соленой воде – штатив можно промыть, при необходимости смазать.
Почему-то так повелось, что камеру, объектив, выбирают долго и тщательно, понимая, что не всегда экономия оправдана, а штатив – берут на сдачу. От плохого штатива вреда будет не меньше, чем его отсутствие, невозможно пользоваться инструментом, в устойчивости и надежности которого нет никакой уверенности. Да и цена, если посчитать сколько лет прослужит хороший штатив, не будет казаться чрезмерной за хорошую вещь. Но всегда лучше штатив тот, который с тобой на съемке, а не дома в шкафу. Твитнуть
Поэтому, при возможности неплохо иметь два варианта: устойчивый -при поездках на машине или на прогулках, и более легкий – для походов, где важен вес. Пользоваться таким менее удобно, он менее устойчив, но часто вес или размер – более важный параметр. Но тут не надо ждать чуда, надо знать возможности штатива, и использовать его в этих рамках. Или снимать чуть выходя за приемлемые условия, сразу отсматривая результат и делая дубли.
Так же ошибочно считать, что выбирать штатив, надо ориентируясь на вес камеры и заявленный удерживаемый вес. Это кардинально неверно. Два основных фактора, которые влияют на выбор штатива – фокусное расстояние, которое будет использоваться и условия съемки. При полном штиле и на широком угле практически любая тростинка сможет выдержать камеру. Так же сталкивался с тем, что даже одни из самых мощных штативов не могут удержать стабильно камеру, при съемке на телеобъектив в условиях, например, перемены погоды в горах или на побережье. Вот пример кадра, когда снимая на GitzoSystematic 5 серии, с шаровой головой 54мм, в сложенном состоянии ног, штатив не справлялся с порывами ветра при съемке на длинном фокусном расстоянии. Хотя с виду – обычный кадр, а на деле приходилось наваливаться на штатив всем весом и закрывать от ветра, ловя мгновения между порывами.
При выборе штатива я бы рекомендовал рассматривать варианты с перечисленными ниже параметрами.
Цанговый зажим. В отличии от клипс, он более прост и надежен. Клипсы на морозе могут обломиться, а если у них нет регулировки, то при минусовых температурах они просто могут перестать зажимать. Цанги же, при определенном навыке, в обращении не менее удобны, но более надежны.
Карбон. Помимо меньшего веса, карбон так же намного быстрее гасит вибрации и стабилизирует изображение. Чем толще трубка и ее стенки, тем лучше. И, как бонус, на морозе он не настолько холодный, как алюминиевые штативы. Дерево – еще лучше, но существенно более громоздко.
Количество колен стоит выбирать наименьшее. Но это практически всегда будет в ущерб компактности.
Нижние наконечники должны быть съемные, на резьбе, что позволяет в случае необходимости быстро заменить их на шипы. В случае ног без резьбы придется вытачивать шипы под свой размер и их вклеивать.
Голова – шаровая, желательно с верхним и нижним ротатором, которые позволяют снимать однорядные панорамы, а при использовании нодальной планки – еще и с точкой минимального параллакса. Плюсом шаровой головы является оперативность работы, однако она немного проигрывает 3D голове в случаях, когда нужно внести небольшие поправки в кадрирование.
Штативная площадка должна быть однозначно съемная, без какой-либо прокладки, типа резины или пробки, они не дают сделать жесткую фиксацию камеры. Если они есть на вашей площадке, то их лучше удалить. Очень удобна в использовании площадка в форме буквы L (L-plate), которая позволяет быстро менять ориентацию камеры на штативной головке.
А у вас какой штатив?